Вальдорфская педагогика - учебный план
встреча двух реальностей, внешней и внутренней.
Учебный план вальдорфской педагогики исходит полностью из существа ребенка. Его цель - на каждой ступени развития подрастающего человека отвечать его изменяющимся потребностям. Его принципы и методы, базирующиеся на основе закономерностей этого процесса, открывают путь к развитию фантазии, творческих сил и к созреванию ЛИЧНОСТИ.
Живой интерес - наилучшее условие для обучения, отметки, опросы, контрольные приводят часто к боязни и сжатости у учеников, они теряют интерес к школе, а, бывает, и бросают ее. Абстрактное мышление чуждо существу ребенка, оно утомляет его. Неутомимо же работает у человека, так называемая, ритмическая система: сердце и лёгкие. Именно она балансирует работу головой и те действия, в которых участвуют конечности.
Преподавание, где участвует эта система, где используется образный материал, где происходит ритмическая смена различных моментов, соответствующая вдоху и выдоху, дает свежие жизненные силы всей работе в школе, если и музыка звучат целый день в вальдорфской школе. Весь человек должен ходить в школу, а не только его голова". Желательно, чтобы каждый ученик играл на каком-нибудь инструменте.
Родители не могут просто "отдать своего ребенка в вальдорфскую школу". Активно участвую в его жизни, они создают предпосылки для дальнейшего ее существования и становятся носителями нового культурного импульса.
В основе работы школы лежат глубокие знания о природе человеческой натуры, берущие начало в антропософском учении Рудольфа Штейнера. Регулярно по четвергам проводятся семинарские занятия по их изучению и углубленного развития неповторимой личности ребенка, для проявления его духовного существа.
Учебный план, изображенный в виде дерева
"Ходить - говорить - мыслить" - это ствол "дерева". Из этих трех способностей, которые формируются в одно-, двух- и трехлетнем возрасте, вырастают все последующие навыки. Можно также сказать, что в указанном порядке утверждаются воля, чувство и мысль.
Правильное и сбалансированное развитие этих трех сторон человеческой натуры должно быть основой любой педагогики, заботящейся о всем пути развития человека. Это триединство дает начало трем лейтмотивам, которые ясно прослеживаются от рождения до 20-летнего возраста. Их можно представить следующим образом:
0-7 лет: "Мир добр"
- Развитие воли
- Учить через подражание
- Родитель, учитель делает сам и создает пример для подражания
Воля доминирует в большей степени не только в первые три года развития, но и в весь период до смены зубов и до готовности к школе. Через волевые усилия мы устанавливаем связь с внешним миром, "пускаем корень" на земле. Научиться говорить и думать, овладеть самой способностью к этому - это тоже проявление воли.
Что могут сделать родители в течение этих лет, когда закладывается все будущее ребенка, формируются его органы в соответствии с тем, что хорошо или дурно в его в его окружении? В первые 7 лет главная задача родителей - позволить детям оставаться детьми, защитить то, что составляет уникальные особенности детства. В наши дни это осложняется тем, что техническое и коммерческое развитие работают в противоположном направлении. Быть дома и заниматься детьми в этот период доступно немногим.
Мы ничего не достигнем путем предостережений и сложных объяснений того, к чему ребенок еще не созрел. Таким образам мы лишь иссушаем здоровые детские силы и закладываем основу склероза.
Если холодные лучи интеллекта слишком рано падают на ребенка, то выдергиваются, обнажаются те "корни", которые питают его волевые и эмоциональные силы. Наша "просвещенная" цивилизация постоянно грешит против этого простого правила, именно потому, что мы хотим быть очень просвещенными. В этом заблуждении берут начало те разрушительные, смертельные силы, которыми мы сами позволяем укрепиться на земле. Катастрофа на нашей планете подготавливается при помощи высоко просвещенных ученых, работающих в изоляции и оторванных от обстоятельств, где они были бы вынуждены нести ответственность.
Ребенок - единый орган чувств, и проявления силы воли - его фундаментальная потребность.
Ребенок впитывает интуитивным образом все, вокруг него происходящее, даже мысли и интонации взрослых. Он целиком и полностью представляет собой как бы единый орган чувств. Для его полноценного развития необходимо, чтобы окружающий мир был понятным и настоящим: с последовательной, естественной связью событий и явлений. Взрослым следует также приучить себя думать, выражать свои мысли, вести себя так, чтобы огромная потребность ребенка в подражании находила такие примеры, которые останутся для него образцом на всю жизнь. Через подражание и игру он устанавливает связь с внешним миром, а также преображает и усваивает все впечатления, от него полученные.
Воля оказывает решительное влияние на формирование подрастающего человека в этом возрасте, что так очевидно выражается в стремлении подражать. Поэтому мы никак не способствуем его развитию, если, например, сидим и читаем газету или смотрим телевизор. Чему он может подражать: сидеть и смотреть? Мы должны сознательно делать что-нибудь вместе с детьми: например, прибираться в доме, шить, плотничать, печь или строить, петь, рисовать - делать все, что требует осмысленных движений. Всякого рода подвижные игры, начиная от игр на пальцах и кончая игровыми танцами, - большое достояние в этом смысле. Простые красивые игрушки из натуральных материалов укрепляют фантазию и чувства неподдельно.
Осознав основополагающее значение первых лет жизни ребенка, мы проникаемся чувством глубокой ответственности, которое поначалу может ошеломить. Но облегчение и уверенность обретаются в совместной работе с детьми, где мы становимся свидетелями их неустанного развития. Важно, чтобы дни и часы, проводимые вместе, принимали осмысленную и интересную форму. Ее неотъемлемая часть - ритмичное повторение отдельных моментов. В ритме года краеугольными камнями являются большие праздники: Михайлов день, Всех святых, Рождество, Пасха, Троица, Иванов день. Если мы сами испытываем благодарность перед жизнью, то и дети несут в себе это драгоценное, жизнеутверждающее чувство.
Смысл темы "Мир добр" заключается в следующем: создать такое окружение для ребенка, где он, как нечто само собой разумеющее, чувствует: Мир - мой мир - добр. Это мир не чужой, не пугающий, добрые люди окружают меня и они меня не оставят. Известно, что в годы войны, дети, попавшие в бомбоубежище во время бомбежки, держались спокойно и полагались на мать и других близких, если те вели себя вполне уравновешенно. Мы сами и являемся миром ребенка.
В нашем, так называемом, благоустроенном обществе дети с раннего возраста вынуждены находиться в детском саду по 8-9 часов в день, так как родители, оба или одинокий родитель, должны содержать семью. Это в первую очередь не ради блага детей мы требуем большего числа детских садов. Настоящего же решения проблем в ситуации ребенка, описанных в книге Эллен Кей "Столетие ребенка",можно добиться лишь путем структур современного общества Не материальный прогресс, а развитие и здоровье детей - вот наиважнейшая цель. Родители самых маленьких должны стать носителями новых идей в социальном сознании. Например, один из них в первые два-три года жизни ребенка мог бы "сидеть" дома и получать зарплату, или в дошкольный период работать лишь частично с дотацией государства. Детский сад - это не место хранения детей. Несколько часов в день там должна быть представлена возможность ребенку для увлекательных игр и обращения с другими детьми, потребность в котором возникает после трех лет. Детский сад - это сад для игры.
7 - 14 лет: "Мир прекрасен".
Воспитание чувств - весь учебный материал излагается в образной форме. Авторитет учителя и родителей.
Приблизительно в семилетнем возрасте у ребенка меняются зубы. Этот период, так же как и период полового созревания, связан с существенными изменениями в душевной жизни. Ребенок готов к учебе в школе. Все, что в нем заложено раньше, станет основой не только для школьной работы, но и для все последующей жизни. Можно без преувеличения сказать, что вопросы о формах воспитания детей дошкольного возраста, поставленные перед родителями и педагогами детских садов, все больше перерастают в важные общекультурные вопросы.
Жизненные силы, которые раньше были направлены на формирование тела ребенка и управлялись его стремлением подражать, теперь, освободившись частично, работают на потребности души. В этом и заключается смысл готовности к школе. Переходность момента подчеркивает также и смена зубов, когда молочные уступают место костяным, которые становятся неотъемлемой частью личности. Главные элементы преподавания, необходимые для развития душевной жизни, - образный, ритмический и художественный. Последний из названных является определяющим в вальдорфской педагогике в этот период, то есть в первые 7 лет школы. Образное изложение материала помогает усвоению знаний. Отсюда и девиз: "Мир прекрасен". Абстрактно-теоретическое мышление все еще чуждо ребенку, оно ослабляет его. Фантазия и душевный мир пробуждаются, когда он, сопереживая, слушает рассказ учителя или пересказывает его. Поскольку учебник не используется в вальдорфской школе, то именно устный материал, живо изложенный учителем на уроке, дает необходимую основу для творческой работы учеников над собственным текстом и иллюстрациями. Интенсивная эмоциональная жизнь помогает ребенку созреть в полноценную личность с развитым чувством ответственности и морали.
Большое внимание уделяется работе руками. Уже в первом классе дети учатся вязать на спицах, что координирует глаз и руку. Ровно и правильно следуют петля за петлей, прокладывая путь способности логически мыслить в старших классах - "от руки через сердце к голове". Физические навыки, постепенно созревая, перерастают, в душевные и интеллектуальные способности.
В эти годы совершенно очевидна потребность ребенка в надежности и доверии. Поэтому один и тот же учитель ведет класс в первые 7-8 лет. Близкий контакт устанавливается между школой и домом, и постепенно создается глубокое понимание особенностей склада и потребностей каждого ребенка.
Через, так называемое, преподавание по периодам, когда один и тот же предмет изучается от трех до пяти недель каждый день во время утренних уроков, можно достигнуть сконцентрированной и углубленной работы. В рабочей тетради, тетради периода, материал обобщается, дети пишут и рисуют. Готовых учебников следует избегать.
Важно в эти годы бережно и внимательно относится к естественной детской религиозности. Надежно чувствует себя ребенок, который видит себя частицей мира и знает, что добрые силы управляют им. Они помогали ему и до того, как он уже "очутился в животе у мамы" и помогут и в старости, и в смерти, которые, как он уже понимает, должен пройти и он сам. В наши дни даже сами родители далеко не всегда испытывают это чувство. Народные сказки - богатый источник, питающий духовное развитие, образы и чувства ребенка. В сказках, в общении с природой и с ее силами мы найдем хороших помощников. Мы должны уберечь ребенка от всякого рода религиозного догматизма. Речь идет о том, чтобы создать живую питательную среду, где позиция взрослых сама по себе оказывает влияние. Механическая жизненная философия разрушает эту среду, создает пустоту в душе у ребенка, дает ему буквально "камни вместо хлеба".
Вальдорфская педагогика принимает, как данность и исходный пункт, идею о том, что физический мир имеет духовную основу. "Земля и человек - создание богов, которое мы поведем дальше" - такова ее позиция. Преподавание религии не связано ни с какой определенной конфессией, свободное христианское религиозное преподавание*, и с годами дает ученикам широкую ориентировку в различных религиях мира, изучаемых и прочувствованных как-бы изнутри. В соответствии с желанием и вероисповеданием родителей дети могут получать уроки любой из религий в школьном помещении после окончания учебного дня.
Воспитать чувства, что мир добр и прекрасен, несмотря на его мрачные стороны, что природа прекрасна сама по себе несмотря на загрязнение среды, - трудная и ответственная задача. Отсутствие этого чувства ведет к духовному обнищанию детей, к возникновению молодежных антикультур, к деструктивности. И наоборот: из него вырастает твердое желание исправить, воссоздать разрушенное. Мы не стремимся к тому, чтобы воспитать хорошо приспособившихся потребителей. Дать подрастающему человеку возможности и силы открывать новые пути - смысл нашей работы. Это не мы будем устанавливать ориентиры и цели будущих поколений.
Учительский авторитет
Вальдорфская педагогика считает, что во второе семилетие жизни ребенка учитель должен быть для него авторитетом, то есть человеком, который внушает доверие и излучает надежность. Тот, кто никогда не находился под влиянием авторитета взрослого, с большим трудом добивается внутренней уверенности в себе. Люди неуверенные не могут стать свободными. Подчас целые народы охватываются тоталитарным психозом.
Развитие ребенка подчинено определенным законам. Путь к свободе и к чувству равноправия проходит через авторитет. Но подлинный авторитет не имеет ничего общего с внешней авторитарной властью.
"Земная зрелость" в конце этого периода - это не только физическая способность к продолжению рода, но и постепенно высвобождающаяся способность мыслить. Это можно назвать "падением" или "изгнанием из рая", потому что просыпающийся интеллект "вкушает плод с Древа Познания", что открывает непредвиденные возможности в выборе пути. Лишь теперь, по-настоящему, берет начало личная судьба человека. Мышление, глубокие раздумья могут и расчленить мир "на атомы" и наоборот - делать обобщение, воссоединять его в единое целое.